Размер шрифта:
А
А
А
Цвет сайта:
А
А
А
Изображения
Выключить

 

            

   

Обычная версия

 

Главная       Контакты       Записаться на экскурсию      

 

Меню

Ватутин А.Ю - К вопросу об образовательном потенциале художественных музеев: на примере Абаканской картинной галереи

              Музейное дело сегодня, как и вся сфера культуры, находится в стадии реформирования и трансформации, все больше внимания уделяется потенциалу культуры и культурного наследия в формировании личности, образовании и воспитании подрастающего поколения. Музеями накоплено колоссальное культурное наследие, которое в последнее время все глубже используется в образовательной деятельности. Пришло понимание, каким огромным образовательным потенциалом обладают музейные собрания.

 

              В целом проблема использования образовательного потенциала музейных собраний сегодня очень актуальна. Образовательный потенциал музейных собраний состоит из двух элементов: образовательных ресурсов, т.е. состава музейного собрания и возможностей их использования.

Абаканская картинная галерея уникальное учреждение – это не только единственный художественный музей в Республике Хакасия и единственный муниципальный музей города Абакана, но и учреждение, собрание которого существуют в два раза дольше самого учреждения. Чтобы понять каким образовательным потенциалом обладает Абаканская картинная галерея, следует узнать историю формирования и состав коллекции галереи.

 

              История становления галереи насчитывает почти сорокалетнюю историю. А начиналось все в далеком 1976 году, когда директору детской художественной школы города Абакана, художнику и страстному собирателю Федору Ефимовичу Пронских пришла идея собрать при школе работы современных художников, чтобы подрастающие поколение постигало азы изобразительного искусства на лучших его образцах. Сначала было написано письмо члену-корреспонденту Академии художеств СССР, народному художнику РСФСР Борису Ряузову с просьбой дать совет, как лучше организовать это новое для школы дело. Художники Красноярья Борис Ряузов, Тойво Ряннель и Владимир Мешков первыми откликнулись на просьбу Федора Ефимовича Пронских и прислали свои работы, которые положили начало фондам будущей галереи. Не остались в стороне и другие художники края, фонд галереи пополнился работами Юрия Худоногова и Андрея Поздеева. Художники Хакасии также откликнулись на начало формирования коллекции, так в фондах появились работы Владимира Ананьина, Аграфены Асочаковой, Валентины Вальковой, Георгия Никоненко, Василия Новоселова, Григория Серебрякова, Михаила Бурнакова и многих других.

 

              В начале 80-х годов ХХ века Федор Ефимович написал письмо в дирекцию Художественного фонда РСФСР. В 1983 году в Абакан прибыло несколько ящиков, в которых были живописные работы, графические листы и скульптуры художников Украины, Белоруссии, Прибалтики и Закавказья, Центральной России и Урала.

 

              Несмотря на отсутствие полноценных выставочных площадей, в эти годы активна выставочная деятельность галереи – организовываются выставки в помещении детской художественной школы.

Началом 1990-х годов характеризуется новый этап развития галереи. Федор Ефимович Пронских уходит с должности директора детской художественной школы и активизируется на собирании коллекции галереи. В эти годы самостоятельность получает региональное отделение Союза художников России, и галерея получает в дар значительную коллекцию работ местных художников. В это же время у галереи появляется помещение для хранения коллекции – это первый этаж жилого дома, где помещение фондохранилища размещается и сегодня. 1993 год ознаменовался организацией и проведением выставки «Художники педагоги» - выставки работ преподавателей художественной школы, которая проводится и в наши дни. Еще одной, ставшей традиционной выставкой для галереи, является выставка «Абакан – река дружбы», которая впервые была организована в 1996 году.

В 1998 году Федор Ефимович передал собранную коллекцию в дар городу Абакану. Коллекция насчитывала более полутора тысяч предметов. На базе собранной коллекции 1 апреля 1998 года была создана Абаканская картинная галерея. В эти годы коллекция пополнялась путем дарения, приобретения картин с выставок. Фонд галереи пополнился полноценными коллекциями Юрия Дударева и Владислава Смертенюка. Коллекция последнего до сих пор остается наименее изученной. Региональное отделение Союза художников России передало в дар галереи работы с пленэра «Саянское кольцо» - 45 работ художников Хакасии.

              

              Начало второго десятилетия XXI века принесло галереи новые дарения – директор Рязанской детской картинной галереи Виктор Дмитриевич Покатилов передал в дар работы рязанских художников, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина передал рисунки и печатную графику, представляющие собой дублетные и непрофильные экземпляры своего музея. Особое место в переданной коллекции занимают гравюры Ивана Пожалостина, выполненные во второй половине XIX века.

На сегодняшний день фондовое собрание Абаканской картинной галереи составляет более 2500 единиц хранения (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, фотография).

 

              Таким образом, мы можем судить о том, что Абаканская картинная галерея обладает достаточным образовательным потенциалом, чтобы использовать свое собрание в образовательных целях. Единственной отрицательной характеристикой образовательного потенциала галереи является отсутствие постоянной экспозиции. В настоящее время сотрудниками галереи ведется работа по созданию постоянной экспозиции.

Постоянная экспозиция галереи будет представлять собой исторический срез формирования собрания – от самых первых поступлений до последних. В экспозиции будут представлены работы красноярских художников (Тойво Ряннель, Андрей Поздеев, Борис Ряузов, Владимир Мешков, Юрий Худоногов), чьи работы положили начало собранию галереи. Основное место в экспозиции займут работы хакасских художников. Кроме живописных и графических работ в экспозицию будет включена практически вся коллекция скульптуры (около 40 предметов).

Создание постоянной экспозиции позволит улучшить качество работы галереи – запустить несколько постоянно действующих образовательных программ («Добро пожаловать в мир прекрасного», «Художники Хакасии»), проводить различные мероприятия и тематические экскурсии («История становления Абаканской картинной галереи», «Развитие изобразительного искусства Хакасии», «Виды и жанры изобразительного искусства», «Изобразительное искусство Республики Хакасия»).

 


Поделиться в соц. сетях: