Меню

Дудинские причалы

            В 1930-е годы начинается индустриализация северных районов нашей страны. Не стал исключением и Таймырский полуостров. В 1935 г. началось строительство Норильского металлургического комбината, вместе с ним и история Норильлага, одного из самых  северных и крупных лагерей "Архипелага Гулаг",  продолжавшаяся до 1956 г. По разным источникам, через Норильлаг прошли от 300 до 500 тысяч человек, содержались  подданные 22 стран мира, около 60 процентов  заключенных составляли русские.

 

            Путь заключенных в Норильск      начинался с Дудинских причалов. К причалам Дудинки подходили караваны барж с заключенными – здесь завершался мучительный путь от Красноярска и начинался Норильлаг. Вот как вспоминает это путь от Красноярска до Дудинки Моисей Ильич Евзеров, один из заключенных Норильлага: «Все заключенные Красноярского пересыльного лагпункта  с нетерпением ждали отправки в Норильск. Прельщала поездка по Енисею, возможность увидеть живописные берега сибирской реки. В ясный июньский день этап арестантов подошел к Енисею. Вблизи стояли только огромные баржи. Святая наивность я полагал, что нас повезут на пароходах. И вот уже первые заключенные подошли к трапу и стали подниматься по нему. Голова колонны исчезла в чреве баржи, и она начала втягивать в себя и проглатывать человеческую ленту.

 

            По обеим сторонам трюма неширокого парохода высились три этажа пустых нар. Было темно, холодно. Солнечные лучи слабо проникали через люк трюма. В течение всего пути заключенных на палубу не выпускали, вентиляции в баржах никакой. От дыхания большого количества людей в трюме стало душно. Измученные жаждой люди пили холодную забортную воду, которая подавалась насосами по резиновым шлангам. Начались желудочные заболевания, ослабленные заключенные легко им поддавались. Мучительные рейсы длились до трех недель».

 

            Из воспоминаний  другого заключенного Норильлага Александра Александровича Валюма: «В порту Дудинка с баржи до берега был проложен длинный трап, а по обеим сторонам трапа стояли в шахматном порядке чекисты и всех нас, что выходили из трюма они били прикладами. Мы выстраивались в ряд и по приказу раздевались догола, и ждали пока дойдет очередь до тебя, чтобы обыскать, несмотря на холод. Затем строились в колонну по пять человек  в ряд и по команде конвоя двигались».

 

            Бывшие лагерники в своих воспоминаниях отмечали большую смертность заключенных при длительном этапировании до Дудинки. Некоторое к концу пути были настолько слабы, что после высадки, самостоятельно передвигаться не могли. Их усаживали на телеги и позади колонны везли до лагпункта.

 

            Перед вами развалины угольного причала, строительство которого началось в 1939 году. В этот год Норильская стройка получила небывалый размах, с новыми силами продолжилось строительство Дудинского порта.

 

            Строительство проходило в марте. До ледохода оставалось около трех месяцев, а надо было, не считаясь с лютыми морозами и ветрами, забить 7000 свай. Тут же, на льду, заключенные строили ряжи, через проруби их опускали на дно реки и засыпали грунтом и камнем. На засыпку потребовалось 18 тысяч кубометров бута. На рубку ряжей ушло столько круглого леса, сколько нужно для того, чтобы выстроить 17 домов.

 

 

 


Поделиться в соц. сетях: