Меню

Речной вокзал

          Речной вокзал – одно из красивейших зданий Дудинки 50-х гг. Строилось оно с января 1948 по март 1949 года по проекту узника Норильлага, архитектора Геворга Кочара.

 

          Геворг Барсегович Кочар (1901—1973) — известный советский архитектор, заслуженный архитектор Армянской ССР, заслуженный деятель искусств Армянской ССР, член-корреспондент Академии строительства и архитектуры СССР, член Союза советских архитекторов. Член КПСС с 1927 г. В 1929 г. окончил высший художественно-технический институт в Москве. В том же году стал одним из членов-учредителей Всероссийского общества пролетарских архитекторов. С 1932 г. член Союза архитекторов. В 1932-37 годах преподавал в Ереванском политехническом институте им. Карла Маркса. Основатель и в 1932—1937 годах председатель правления Союза архитекторов Армении. В 1938 году был репрессирован; до 1954 года работал главным специалистом "Норильпроекта". В 1955—59 годах — главный архитектор Красноярска. С 1958 года — Член-корреспондент Академии архитектуры. В 1960—73 годах — главный архитектор института «Ереванпроект». Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Заслуженный архитектор Армянской АССР (1968 год).

 

          Геворг Кочар выполнил ряд крупных работ: В Норильске: жилые дома (1939), аэровокзал (1946), Дом связи (1946), административное  здание (1950) и др. Генеральный проект планировки первого заполярного города СССР Норильска (совместно с Микаэлем Давидовичем Мазманяном и Витольдом Станиславовичем Непокайчицким). Генеральный план Дудинки (1952), а так же здание речного вокзала в нашем городе. Здание было выполнено в виде белоснежного корабля на берегу Енисея. Возведено было на деревянных сваях руками заключенных.

 

          В верхней части были размещены служебные помещения. На каланче находилась диспетчерская, это позволяло диспетчеру лучше обозревать рейд, с находящимися там судами.

 

          Для обслуживания пассажиров, при вокзале было организовано справочное бюро и камера хранения ручной клади. Имелся телефон-автомат, комната матери и ребенка, медпункт и несколько жилых комнат для руководства плавсостава. Здесь же продавались газеты и журналы, осуществлялся прием телеграмм, работал киоск с медицинскими препаратами и предметами первой необходимости.

 

          Ниже, на берегу Енисея, располагалась  пристань. Сам вокзал и его службы находились в подчинении ее начальника.

 

          Со стороны Енисея у вокзала было красивое крыльцо, с которого пассажиры спускались к пристани. Но во время ледохода вода поднималась слишком высоко (в те годы в Дудинском порту еще не было заградительной дамбы, которая нынче предохраняет город от наводнений), и крыльцо постоянно разрушалось. Поэтому парадный вход со стороны Енисея пришлось закрыть.

 

          Речной вокзал стал  главной достопримечательностью Дудинки 40-50-х годов. Летом здесь всегда царило оживление, особенно с приходом первого парохода, первого после долгой полярной зимы. Его появление  всегда было большим событием и радостью для горожан. Он привозил письма, газеты и новости.

 

          Из архивных документов следует, что речной вокзал находился в распоряжении Дудинского порта. Впрочем, и сам порт, и Норильский комбинат являлись в свое время звеньями системы Норильлага. В настоящее время здание принадлежит Енисейскому речному пароходству. В 90-х здесь продавали билеты на теплоходы. Правда, к тому времени суда отправлялись уже не от речного вокзала, а от дебаркадера, к которому пассажиров и теперь возит рейсовый автобус.

 

          В 2011 году во время сильного ветра у здания отвалилась "кормовая часть", выполненная в виде закругленной палубы, после чего речники покинули собственную резиденцию, которую занимали не один десяток лет. Надломленная конструкция провисела несколько лет, пока сама по себе не обрушилась.

 

          В мае 1997 года здание Дудинского речного вокзала, одно из самых старых в окружном центре, по решению  городской администрации было занесено в список исторических и культурных памятников Дудинки.

 

 

 


Поделиться в соц. сетях: