Меню

Лунный календарь нганасан

Хеӊиптиди  кичезээ – почернения (деревьев) месяц

(ветви деревьев освобождаются от снега).

 

Мы продолжаем знакомить вас с лунным календарем нганасан. Названия месяцев у коренного народа Таймыра отражают состояние природы, основные хозяйственные занятия людей, обрядовые действия и мифологические представления.

 

Период со второй половины марта по середину апреля называется у нганасан хеӊиптиди  кичезээ – почернения (деревьев) месяц (ветви деревьев освобождаются от снега). Северное солнце поднимается выше и выше над верхушками деревьев.

 

В начале марта на западе Таймыра дикие олени начинают выходить из горных массивов Путоран на равнину и идут вдоль р. Авам и Кыстыктах. Затем часть из них переходит р. Пясину и уходит на р. Пуру, другие отклоняются на север. На востоке полуострова в конце февраля – начале марта дикие олени направляются в низовья Хеты, Хатанги, бухты Кожевникова. Во время перехода олени делятся на две ветви: одна идет к оз. Таймыр, другая – к Хатангскому заливу.

 

В этот период охотились на диких оленей с ружьем, сетями и под прикрытием специального щитка на полозьях. Места для охоты на диких оленей сетями были известны всем наперечет, и они даже оберегались. Охота сетями производилась в ясные дни и только зимой; в туманные пасмурные дни олень в сети не идет. У нганасан каждая сеть для ловли диких оленей была коллективной собственностью группы родных братьев. Но поскольку у нганасан имущество наследовал всегда младший сын, живущий совместно с отцом до его смерти, постольку и сеть оставалась у него, хотя распоряжаться ею без согласия братьев он не имел права. У нганасан охотники полностью и по своему усмотрению распоряжались своей добычей. Так, сын вправе был подарить убитого им оленя кому угодно, не спрашивая на это согласия родителей, тогда как в других отношениях он всецело от них зависел. Если в оленя стреляли одновременно два охотника, то один из них уступал добычу по соглашению другому.

 

Кроме охоты, мужчины ремонтировали нарты и приготовляли их к весне и лету, настораживали капканы на песцов. Женщины занимались только мелкими работами по хозяйству. В это время нганасаны начинали откочевывать на север.

 

 (Использованы данные из книг: «Нганасаны» А.А. Попова и «Культура охотников на оленей Северной Евразии» Ю.Б. Симченко)

 

Охота на дикого северного оленя. Нганасаны. Фрагмент экспозиции Таймырского краеведческого музея.

 

 


Поделиться в соц. сетях: