Меню

КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ ТАЙМЫРА – УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

   Когда началась Великая Отечественная война, на фронт пошли все народы СССР.До 1939 года коренные жители Севера были освобождены от военной службы. Это была одна из льгот, предусмотренная советским государством для народов Севера. На V окружной партийной конференции, состоявшейся в Дудинке в марте 1940 года, отмечалось, что впервые в истории нашего округа состоится призыв в РККА молодежи из представителей коренного населения Таймыра.  При   окружном комитете ВКП (б), районных райкомах партии были созданы военные отделы.  Первый   призыв в армию представителей малочисленных народов Таймыра состоялся   в 1940 году.

   С начала Великой Отечественной войны, несмотря на свою и без того малую численность, на риск совсем исчезнуть, долганы, ненцы, энцы, эвенки, нганасаны без раздумья встали на защиту общего Отечества. Они подавали заявления в окружной военкомат и районные военные отделы с просьбой отправить их на фронт защищать Родину. Уходили на фронт и добровольно и по призыву.Многие добирались до Дудинки кто на оленях, кто пешком, кто на лодке… По данным Таймырскогоокружного военкомата ушли защищать Родину более 90 человек – представители коренных народовТаймыра.Эти маленькие народы совершили большой подвиг, встав в общий солдатский строй и защитив свою Родину…

   Нет народов, живущих только в мире или только войной. В истории каждого народа есть эпохи войн. Фольклор коренных народов Таймыра изобилует историческими преданиями о военных конфликтах. Общераспространенными причинами войн являлись: столкновения на почве территориальных претензий, угон оленных стад, месть и «охота на женщин». В период 1639-1664 гг. произошло несколько столкновений ванядов (предков вадеевских нганасан) с оленекскими тунгусами племени адян (эдян), зафиксированных русскими источниками. В 1666 году произошло большое восстание авамских нганасан, когда было убито ими более 30 русских служилых и промышленных людей и 4 тунгуса. В 1679 году имели место последние крупные столкновения авамских нганасан и энцев с ненцами, причем нганасаны и энцы оказались здесь в одном лагере с русскими и вместе с последними выступили против ненцев. В 1683 году произошло восстание предков вадеевских нганасан – ванядов на оз.Ессей против ясачных сборщиков.Немногочисленные казацкие отряды смогли справиться с ними, главным образом используя межплеменные раздоры и войны. Однако постепенно удалось погасить конфликты, и к середине XVII века западные нганасаны признали правление России и даже помогали русским отражать нападения своих более строптивых соседей – тунгусов. Еще в XVIIв. на глазах у русских тунгусские племена враждовали и сражались друг с другом. Еще одно восстание ванядов имело место в первой половине XVIIIв. Зимой 1849-1850 гг. произошло крупное сражение на оз. Туручедо на правом берегу Енисея в 80 км от современного пос. Потапово между ненцами и энцами. На стороне последних принимали участие нганасаны и эвенки.

   После прихода на Таймыр Советской власти, в 1932 году произошло вооруженное восстание коренных жителей Таймырского полуострова против советской власти. В качестве причин открытого сопротивления можно выделить перегибы представителей окружных властей, злоупотребления, ошибки вследствие незнания местных условий. Уполномоченные выезжали в тундру выполнять задачи по обложению кулаков твердыми заданиями. Население не понимало, кто такие кулаки, и вставало на их защиту. Ведь по сложившимся издавна традициям богатые оленеводы всегда помогали своим сородичам, особенно тем, у кого оленей не было. В результате взаимного непонимания действий между коренными жителями и советскими работниками пострадали не только прямые виновники сложившейся ситуации, но и невинные люди. После «Таймырской трагедии» жизнь северян проходилаболее спокойным образом, которая была прервана вероломным нападением фашистской Германии.Великая Отечественная война стала для малочисленных народов первой большой войной, в которой они плечом к плечу с другими народами нашей Родины на смерть стояли в битве с врагом.

   На протяжении многих лет Таймырский краеведческий музей собирает, комплектует реликвии военного времени и продолжает собирать сегодня. В его фондах бережно хранятся личные архивы26-ти участников Великой Отечественной войны – представителей коренных народов Таймыра. Это воспоминания, письма с фронта, фотографии, личные документы, награды, вещевые предметы истории. На основе собранного материала организуются экскурсии, выставки, лекции, занятия для широкого круга посетителей.

   Не щадя своей жизни, коренные народы Таймыра дрались во всех решающих битвах Великой Отечественной войны. В бояхсеверяне показали всё своё мастерство тундровых охотников и следопытов:кто-то метко стрелял, кто-то умело ходил на лыжах, кто-то мог «читать» следы на снегу и ловко выслеживал дикого оленя, волка, песца, кто-то ходил пешком на большие расстояния, кто-то хорошо ориентировался на местности. Ведь в своих традиционных занятиях эти народы проявляли редкую изобретательность и достигали удивительных результатов.

Грозящие опасности в тундре создавали сильных людей, обладавших выносливостью, силой характера, храбростью.Эти качества и определили многих из воинов-северян стать снайперами, артиллеристами, разведчиками, стрелками, пехотинцами, связистами и другими.Ни один солдат, призванный в армию из Таймыра и прошедший по фронтовым дорогам, не вернулся домой без награды. Каждый изучастников этой войны, представителей коренных народов Таймыра, достоин особого внимания данного доклада. О них стоит помнить!

Но сегодня мне хотелось бы обратить ваше внимание на одного из них. Это Афанасий НиколаевичАксёнов, долган, родился в 1922 году в селеХетаХатангского района. До войны Афанасий Николаевич работал в милиции посёлка Хатанга. В 1942 году добровольцем ушёл на фронт. Когда немецких захватчиков прогнали с территории СССР, участвовал в боях на территории Восточной Пруссии. В одном из боёв получил тяжёлое ранение в позвоночник. За боевые заслуги Афанасий Николаевич был награждён медалями, имел благодарности от Верховного Главнокомандующего. После демобилизации в 1946 году Афанасий Николаевич вернулся на родину. Работал в аппарате Хатангского райисполкома. Но здоровье его было подорвано войной. Ранения, полученные на фронте, давали о себе знать. К большому сожалению, после войны Афанасий Николаевич Аксёнов прожил совсем недолго. Умер и похоронен на родине.

В фондах нашего музея хранятся его два фронтовых письма, которые былиотправлены с территории Восточной Пруссии в 1945 году и адресованы семье братаИвана Николаевича Аксёнова. Обратимся к одному из них:

   «Здравствуй, дорогой мой, многоуважаемый брат Иван Николаевич. Я Вам шлю свой чистосердечный красноармейский фронтовой привет! Во-первых, сообщаю о своей боевой фронтовой жизни. Служу хорошо. Здоровье хорошее пока, а рана зажила. Чувствую себя очень хорошо. Каждый день жду письмо, но ни разу не получил письмо от тебя... Мне очень интересно узнать, как ваше здоровье и работа... Я писал, что за свою боевую работу получил благодарность от товарища Сталина, за отличные боевые действия против немецких захватчиков на фронте, и ожидаю второй благодарности от тов. Сталина. Иван, теперь победа близка. Наша Красная Армия находится недалеко отБерлина, в 50-60 км, в том числе, мы тоже находимся недалеко от Берлина. Иван, говорят, ты стал стахановцем колхоза имени Сталина. Мне слушать это очень приятно и радует мне сердце... Ты – колхозник и я – Афоня, находимся на фронте... Наверно, ты сам знаешь, чтобы победа была близка, требуется упорный труд ваш, а наш – тяжёлый бой. Тогда придёт победа. Мой милый брат, пиши письмо мне. Как живёшь? Хорошо Вам, как? Работаешь – как, и как Ваша жена и дочка живут? Иван, передай от меня привет Софии А. и дочке вашей передай привет, колхозникам и родным: Алексею, Тимофею, Евстафию, старику Иннокентию, Федосии К. Иван, София, Ксения, целую вас 10000 раз. Ваш брат Афанасий Николаевич Аксёнов. Привет сестре Анне ПарфеновнеФальковой. 26/III–45 года».

   Автор, конечно, не думал, что через много лет его мысли, его свидетельства о войне будут известны всем. Поэтому он не обращал внимания ни на стиль своих писем, ни на язык – не до этого ему было тогда. Сегодня это письмо – правдивое свидетельство тех лет, светлый источник мужества иверы в будущее.А ещё оно являетсяносителем особой информации…Простое, написанное сердцем письмо позволяет в нашем воображении создать единый образ «солдата войны» с его мыслями, переживаниями, надеждами на победу и возвращение домой, искренним патриотизмом и ненавистью к врагам Родины. Все писавшие их – победители, все они возвращаются с войны в строках своих писем с пожеланием к нам, потомкам, жить, здравствовать, помнить о них и той Великой и страшной войне за мир и свободу Отечества, победоносно завершенной нашим народом 9 мая 1945 года!

 

 

 

 

 

 


Поделиться в соц. сетях: