Меню

Кетские алэлы в собраниях Байкитского музея

Кузенко А.О.

Кетские алэлы в собраниях Байкитского музея.

___АЛЭЛЫ, культовые предметы кетов - одного из малочисленных народов Севера, представлены в коллекциях разных музеев России и даже за рубежом: - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Красноярский краеведческий музей, Этнографический музей Томского университета, Краеведческий музей г. Енисейска, музей в Новосибирске, Музеи народоведения в Гамбурге и Лейпциге (ФРГ), Музей культур г. Хельсинки и др. В Байкитском филиале Эвенкийского краеведческого музея хранится интересная, возможно, уже последняя коллекция подобных экспонатов подкаменно-тунгусских кетов.
___Типичный алэл представляет собой антропоморфную деревянную фигурку, обычно высотой 15 - 30 см, и представляет собой атрибут культа семейных домашних охранителей. Алэл является для кетов святыней – покровителем очага, семьи. Это женский мифологический персонаж, которому приписывалась способность помогать при родах, в воспитании детей, ведении хозяйства. Кроме того, алэл охраняет семью от злых духов и нехороших людей. Алэл мог также и предвидеть будущее – если хозяевам грозила опасность или смерть, он начинал выть, а вслед за ним особым воем выли собаки ( В.И. Анучин. «Шаманства…»).
___Алэлов использовали и при гадании. Фигурку брали большим и средним пальцами за голову, за то место, где должны быть уши, раскачивали и подбрасывали таким образом, чтобы он несколько раз перевернулся в воздухе. Если алэл падал лицом вверх, ответ считали благоприятным. Гадать мог только хозяин чума, старшая в семье женщина.
___Фигурки вырезались из крени растущего кедра. Они отличались непропорционально большой круглой головой. На выступающем лбу и подбородке могли быть прибиты тонкие медные пластины. Туловище обтягивали шкуркой колонка, белки, медведя, соболя. Алэлам, символизировавшим конкретного умершего родственника (культ дангольс), поверх меха надевали одежду, сшитую по образу настоящей (распашной бесем, обувь). Фигурку обматывали лоскутками новой материи и подпоясывали ремешком с нанизанными бусинами. Бусами окаймляли край меховой обтяжки вокруг лица. В некоторых случаях на грудь алэла подвешивали круглую медную пластину, напоминающую изображение небесных светил в шаманских подвесках. Иногда это была старинная монета.
___Хранился алэл в передней, чистой (по семантике) части чума - за очагом - в берестяном туесе, или в специальных «нарточках» – косул (деревянном ящике с крышкой). Все обрядовые действия с алэлом (кормление, одевание, украшение), кроме фигур, связанных конкретно с шаманским культом, совершали женщины. Алэл передавался по наследству по мужской линии, обычно младшему сыну. При отсутствии прямых наследников мужского пола фигурку передавали другим родственникам-мужчинам. Если таковых не находилось, считалось, что дух покидает фигурку и она не имеет никакого значения, и её относили в укромное место в лесу.
___В настоящее время увидеть фигурку алэла, хранящуюся в кетской семье, довольно проблематично. По мнению некоторых исследователей, это связано с охранительными функциями алэлов, ведь демонстрация алэлов постороннему человеку, в понимании современных кетов, может понести за собой смерть кого-либо из близких или другие жизненные неприятности. Автору этих строк самой лишь после долгих уговоров удалось увидеть алэла и косул в п.Суломай в 2010 году.
___Поэтому большое значение для исследователей кетской культуры имеют те артефакты, которые хранятся в коллекциях музеев.
В собраниях Байкитского музея находится 4 фигурки алэла, три из которых представляют собой типичных алэлов, одна фигурка выделяется из общего ряда.
___1. Алэл высотой 16 см. К деревянной поверхности всей фигурки прибита медная пластина, повторяющая её очертания. Сама основа без рук, пластина же выполнена с руками, на которых прорезаны «пальцы». На круглом лице выпуклость на месте носа и углубление на месте рта. Левый глаз – синяя бусина, прикреплена к голове кожаной нитью. Правый глаз отсутствует, на этом месте 2 отверстия. Лицо окаймлено 12-ю бусинами белого, голубого и синего цвета. Одежда, из-за старости и неправильного хранения, отсутствует. Мех, которым оклеивали фигурку, а также мех обуви, истлел, поэтому определить, шкурка какого животного использовалась, не считаем возможным.
___2. Алэл высотой 17 см. Представляет собой деревянную фигурку с круглым лицом, на котором четко выражены выступающие лоб и нос. Глаза – углубленные в основании бусины (?), прикрепленные к дереву металлическими тонкими пластинами. Рот обозначен глубокой выемкой. На фигурке два слоя меха, верхний слой – мех соболя. На шкурке низка из двух бусин синего цвета. Оторочка бус вокруг лица отсутствует. На ногах – обувь из меха оленя с длинными суконными голенищами.
___3. Алэл высотой 28 см. Фигурка оклеена мехом медведя, имеются прорези для рук. Круглое лицо окаймлено бусами белого, коричневого, зеленого и синего цвета. К выступающему лбу прибита гвоздиками медная пластина. Нос выступающий, не острый. Рот слабо обозначен. Глаза круглой формы, на их месте приклеены металлические (медь?) пластины. Обута фигурка в кожаную обувь с тканевыми ноговицами. Шеи алэла обмотана несколько раз низкой разноцветного бисера, которая оканчивается кожаным ремешком и подвешенной к нему медной круглой бляхой с насечками. Алэл принадлежал семье Тыганова Афанасия Степановича. Была передана в Байкитский музей в начале 1980-х гг.
___4. Антропоморфная деревянная фигурка высотой 29 см. Фигурка цилиндрическая. Голова овальной, ближе к круглой, формы со скошенной вперед лицевой частью. На лице рот и нос обозначены выемками. Глаза изображают бусины темного цвета, левая бусина отсутствует. На передней части туловища находится кожаный нагрудник. Ноги фигурки оканчиваются ступней (или неким подобием обуви), носки которых отколоты. На спине 18 зазубринами обозначен позвоночный столб. К голове прикреплена посредством кожаного ремешка накидка из меха соболя.
___Е.А. Алексеенко в личной беседе с автором данного сообщения отмечает, что вышеописанная фигурка встречалась ей в 1972 г. и принадлежала семье У. Каменских, жительницы п.Суломай. По преданию этой семьи, фигурку изготовил в далеком прошлом немой шаман, по наследству она была передана шаманке Кутнак, которую упоминает в своем труде об экспедиции в Туруханский край В.И. Анучин (В.И.Анучин. «Шаманства…»). Е.А. Алексеенко получила информацию, что данная фигурка могла быть так называемой «затылочной женой» шамана - духом-помощником, изображение которого шаман клал в изголовье своего спального ложа.
___Вышеизложенная информация позволяет условно называть эту фигурку алэлом и отнести её к атрибутике шаманского культа.

Литература:

1. Алексеенко Е.А. Кеты. Историко-этнографические очерки. Л., 1967, с. 179-182.
2. Алексеенко Е.А. Домашние покровители у кетов // Сб. МАЭ, XXVII, Л., 1971, с. 263-274.
3. Алексеенко Е.А. Культы у кетов // Памятники культуры народов Сибири и Севера (вторая половина XIX-начало XX в.). Сб. МАЭ, XXXIII, Л., 1977, с. 29-65.
4. Алексеенко Е.А. Шаманство у кетов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л., 1981, с. 90-128.
5. Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков. СМАЭ, 1914, т. 2, вып. 2.
6. Баташев М.С. Изображения семейно-родовых святынь у кетов (предварительные результаты полевых исследований Красноярского краевого краеведческого музея в 1998-2001 гг.) //Время и культура в археолого-этнографических исследованиях древних и современных обществ в Западной Сибири и сопредельных территорий: проблемы интерпретации и реконструкции: Материалы XIV Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции. – Томск: Изд-во Аграф-Пресс, 2008, с.264-269.
7. Фотоиллюстрация 1. Алэл – идол деревянный. ЭКМ БФ ОФ 2722/Э-22.
8. Фотоиллюстрация 2. Алэл – идол деревянный. ЭКМ БФ ОФ 2720/Э-20.
9. Фотоиллюстрация 3. Алэл – идол деревянный. ЭКМ БФ ОФ 2721/Э-21.
10. Фотоиллюстрация 4. Алэл – идол деревянный. Вид спереди. ЭКМ БФ НВ 4291/Э-17.
11. Фотоиллюстрация 5. Алэл – идол деревянный. Вид сзади??? ЭКМ БФ НВ 4291/Э-17.

Поделиться в соц. сетях: