Меню

Их глаза остались на Таймыре

Стрижевская В.В.

Их глаза остались на Таймыре

Глаза являются средоточием жизненной силы. Глаза обладают свободной волей, они совершают самостоятельные путешествия во сне в те места, в которых человек, его тело, не находится. Моу-нямы дорожит всеми «имеющими глаза». [1]

___В названии нашей публикации мы использовали идиому, понятный для любого нганасана оборот речи в контексте их традиционных представлений о порядке творения мира. Понятно и то, что далеко не всем приезжающим на Таймыр, известны особенности традиционного миропредставления аборигенов Севера, но любой исследователь должен хорошо знать работы своих предшественников в изучаемой им области. Желаемым вариантом такого подхода был бы синтез способностей и целеполаганий «имеющих глаза» и «имеющих горло».
___Брюс Перри в статьях для «Индепендент» и «Гардиан» - солидных английских газет, пишет, что поездка в Сибирь, к ненцам, была самой запоминающейся в его жизни. Он - автор и ведущий программы 'Tribe', путешествует по всему миру и снимает фильмы о коренных и малочисленных этносах.[2]
___Перри восхищается арктической природой, ландшафтами. Но больше всего – людьми: «Думаю, жить у ненцев в Сибири было самым трудным путешествием из всех, потому что физическая нагрузка повседневной жизни была очень и очень тяжелой, даже для меня. Но для ненцев, что живут здесь, это просто ежедневная рутина.»[3]
___Наблюдать повседневность рутины на Таймыр из разных стран приезжают ученые: антропологи, этнологи, фольклористы, экологи (и журналисты, и фотографы, и путешественники), все они неизменно клянутся в своей «вечной любви» и уважении к людям, живущим на Севере. Нельзя сказать, что есть ажиотаж вокруг наших малых народов, и, что последние так уж часто создают информационный повод, но интерес к аборигенам российского Крайнего Севера приобретает стабильный характер, причем, не только в «сугубо научных кругах» Запада.
___Привыкшие к комфорту «не нашего» быта, возможностям лёгких передвижений в пространстве хорошо отлаженной жизни, иностранные гости, из дальних странствий возвратясь, делятся впечатлениями и дают конкретные советы: как добраться, что делать, что посетить. В англоязычном интернете «разлиты» советы, «чем заняться в сибирской тундре», где говорится не только о привычной для нас ( а для коренных народов – способе существования) охоте и рыбалке, модно называемыми сегодня экотуризмом. Здесь-же обнаруживаются разделы «культурный туризм» - о коренных народах, и их «богатом культурном наследии».[4] Интернет-ресурс «ArcticPhoto» «выкладывает» работы иностранных фотографов, посвященные малочисленным народам Севера - нганасанам, энцам, эвенкам, ненцам, долганам Таймыра. [5] [6] [7]
___Документальные передачи, статьи в газетах, фотовыставки рассчитаны на обывателя, и они в большой степени формируют стереотипы чужой культуры, региона, людей, их поведения, образа жизни. И уже потому, что о Таймыре пишут, говорят, снимают, можно констатировать, что интерес есть, и это не может не радовать.
___Другое дело, научные интересы, которые имеют различные методологические основания, формулируются представителями разнообразных научных школ, их проводниками и апологетами. Конечно, здесь тоже есть место личному отношению, но на первый план выходят всё же принципы актуальности и объективности. Исследователи рассуждают, исходя из своего мировоззрения, сложившейся в их окружении научной традиции и системы ценностей. С первого взгляда, всё можно вместить в ненаучного характера фразу: «У нас – причины, у них – интересы». И всё гораздо сложнее, Север обрастает, как снежный ком, актуализируемыми причинами, выявленными интересами.
___Для российской/постсоветской науки малочисленные народы традиционно являются объектом этнографического изучения, и роль исследователя в оценке западных ученых сводится к описанию «происхождения этносов, состава, расселения, культурно-бытовых особенностей, а также явлений материальной и духовной культуры».[8] Западный подход иной, а в своей статье Аймар Венцел(ь) [9] пишет: «Сибирские исследования - это область науки, которая иногда с ущербом для себя остается вне основных тем антропологии, и больше стремится быть связанной и способствовать общей дискуссии».
___Нельзя сказать, что исследования сугубо этнографического плана перестали вестись, однако сейчас на смену работам с информантами, описанию артефактов и скрупулезному документированию культурного наследия и реалий пришли работы социокультурного, правового, экологического, экономического толка. Эрик Кастен, старший научный сотрудник Института социальной антропологии Макса Планка, пишет: «Мы не можем изучать коренное население в вакууме, в изоляции от окружающего их политического, культурного и государственного контекста». [10] В западной науке, как и в жизни социума, на первом плане - проблемы легитимности, чистоплотности отношений человек-государство, проблемы социума. Именно такой подход и такая направленность отличает исследования иностранных ученых, касающихся малочисленных народов Севера России. Любая работа из значительного корпуса просмотренных нами – это попытка вскрыть очередную несправедливость, и часто научные статьи даже на узкие темы не обходятся без острых политических и социальных комментариев, а многие из них напоминают журналистские расследования.
___Некоторые из западных исследователей, возможно, сами того не замечая, возможно, намеренно не могут избавить свои работы от личностного отношения к событиям, информантам. В Интернете не ослабевает накал рецензионных претензий к работе Д.Д.Андерсона [11] [12], в которой специфично освещены вопросы этнической идентификации населения Хантайского озера (Таймыр).
___Проследим, что же, по мнению иностранцев, является болевыми точками малочисленных народов Севера России. Рассматривая корпус материалов, посвященных народам Таймыра, обращает на себя внимание частое, преобладающее изучение ими вопросов землепользования, прав человека и экологии. Такой подход понятен, ведь сама история Европы это история становления имущественных отношений, а вопросы частной собственности, соотношения прав собственников являются тем краеугольным камнем, с которого начинается государство.
___Так, Джон Зайкер, научный сотрудник Института социальной антропологии им. Макса Планка исследует социальные аспекты управления на общих охотничьих угодьях среди нганасан и долган. Объектом изучения Зайкера, автора множества статей, стали коренные народы Таймыра, который он, начиная с 1995 года, посещал неоднократно. Можно не без оснований к творчеству Д.Зайкера применить нашу идиому – «свои глаза он оставил на Таймыре».
___Круг научных изысканий Джона включает этоэкологию (поведенческая экология) и food sharing (продовольственный бартер) с большим уклоном в социальную антропологию. В исследовании The Behavioral Ecology of Food Sharing among North Siberian Foragers (Поведенческая экология продовольственного бартера среди охотников – собирателей Севера Сибири) автор ставит далеко не риторические вопросы последствий экономических реформ для коренного малочисленного и недостаточно защищенного в правовом, экономическом отношении населения Таймыра.
___Как пишет Зайкер, исследование фокусируется на трех нижеописанных поведенческих моделях: альтруистическая передача ресурсов, «амортизация рисков» (снижение), и обмен ценностями. «Мои ранние исследования коренных обществ севера Сибири показали возобновившуюся зависимость этого не рыночного механизма распределения и российских экономических реформ 1990-х. Это беспрецедентное возвращение к коллективному обмену и собирательству дает уникальную возможность изучить нерыночный обмен продуктов охоты и иных видов промысла, опираясь на опыт отдельных охотников и их семей Усть-Авама.» [13]
___Описывая современный быт нганасан и долган, он не отъединяет их историю повседневности от общероссийской истории и последних кардинальных изменений в социальном, политическом и экономическом её контекстах (Assigned Territories, Family/Clan Holdings, and Common-Pool Resources in the Taimyr Autonomous Region, Northern Russia (Присвоенные территории, семейные /родовые угодья и общие ресурсы в Таймырском автономном округе, север России).
___Одна из актуальных тем, затронутых Зайкером, касается земельных отношений в таймырском регионе, где негласным хозяином является крупный концерн - Норильский никель. « Хотя …законотворческие меры были приняты за последние годы, дабы способствовать интересам коренного населения Сибири в постсоветский период, коллективные переговоры с местным правительством были крайне редки, из-за отсутствия денег и навыков, а посему лишь немногие предприняли попытку заявить свои земельные претензии. Кроме того, рухнувшая экономика госфинансирования … способствовала расцвету охоты и иных промысловых занятий, которые стали единственным производством. Произошли соответствующие изменения и в имущественных отношениях. Было задано два основных вопроса: 1) какие условия поспособствуют переходу присвоенных территорий в родовые угодья& 2) почему среди коренного населения не принято выдвигать формальные земельные претензии, следуя программе по самоопределению?» [14]. Чтобы провести это исследование и иметь оперативные данные, Джону Зайкеру понадобилось несколько поездок в Усть-Авам, и, в общей сложности, 16 месяцев «таймырского поля».
___Этнография из науки описательной трансформировалась в контрапункт истории, политологии, социологии, культурологии и вообще, всех мыслимых –«логий». Сейчас ученые не просто пассивно документируют жизнь, а предлагают свои способы решения обсуждаемых проблем. Осталось дождаться, когда люди от политики будут с тем же интересом следить за наукой отечественной и зарубежной, как люди от науки наблюдают за политикой.

Литература и интернет-ресурсы

1. См.: Симченко Ю.Б. Традиционные верования нганасан. Ч.1. – М.-1996.
2. http://www.bbc.co.uk/programmes/b00x9b82
3. http://www.independent.co.uk/travel/news-and-advice/bruce-parry-just-another-day-in-siberia-464611.html
4. http://traveltips.usatoday.com/things-siberian-tundra-101932.html
5. http://www.arcticphoto.co.uk/index.asp
6. http://www.flickr.com/photos/borgeousland/with/3861212519/#photo_3861212519
7. http://www.flickr.com/photos/berndroemmelt/6753439899/in/photostream
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Этнография
9. http://www.folklore.ee/folklore/vol41/ventsel.pdf
10. Kasten, Erich (ed.) Bicultural Education in the North: Ways of Preserving and Enhancing Indigenous Peoples' Languages and Traditional Knowledge 1998, Waxmann Verlag GmbH, Munster
11. Anderson, David G. Entitlements, Identity And Time: Addressing Aboriginal Rights And Nature Protection In Siberia’s New Resource Colonies. in People and the Land: Pathways to Reform in Post-Soviet Siberia. ed., Kasten, Erich, 99-124. Berlin 2002. Dietrich Reimer Verlag.
12. См. также: Anderson, David G. Identity and Ecology in Arctic Siberia: The Number One Reindeer Brigade. Oxford UP, 2000. (Oxford Studies in Social and Cultural Anthropology). XVI, 253 p. ISBN 0-19-823385-X.
13. www.eth.mpg.de/.../food-sharing-01.html
14. John P. Ziker. "Assigned Territories, Family/Clan/Communal Holdings, and Common-Pool Resources in the Taimyr Autonomous Region, Northern Russia" Human Ecology 31.3 (2003): 331-368.

Поделиться в соц. сетях: