Меню

Благословенна ты, дорога к храму…

  

 

 

В этом году исполняется 255 лет со времени основания Дудинской Свято-Введенской церкви. Введенская церковь была построена Архимандритом Троицкого монастыря Амвросием в селе Толстый Нос (Хантайское). До 1832 года в документах эта церковь носит название «Хантайская Введенская церковь». Позже появляются разночтения, в одних документах называется Хантайской, в других – Тостоносовской. Дело в том, что на карте Енисейской губернии 1822 года указаны два населённых пункта «Хантайское»: один в устье реки Хантайки – зимовье Хантайское, другой – севернее зимовья Казанцево – село Хантайское, оно же Толстый Нос.

В декабре 1832 года здание церкви сгорело до «окладного бревна», то есть до основания. Через 10 лет было построено новое деревянное здание, но без колокольни. После пожара жители села Толстый Нос предложили Туруханскому Благочинному построить церковь на Дудинском станке «…так как место сие есть средоточие Введенского прихода, что тут в летнее время приплывают из Енисейска торговцев гораздо больше, нежели на Толстый Нос и, наконец, что в Дудинском станке бывают проездом многие жители низовой тундры…».

В 1844 году в селе Дудинском купец 3-ей гильдии Самуил Лаптуков построил каменную церковь, позднее она была разобрана.  В 1855 году дудинские купцы, братья Пётр и Киприян Сотниковы построили деревянную церковь без колокольни. Эту церковь в разные годы видели побывавшие в Дудинке полярные исследователи: Эдуард Васильевич Толль, Фритьоф Нансен, Николай Николаевич Урванцев.

1 мая 1869 года в сан священника Дудинской Введенской церкви был рукоположен Михаил Иванович Суслов, будущий архимандрит Макарий, особый миссионер Туруханского края Енисейской губернии. По приезду на Таймыр молодой священник окунулся в нелёгкое миссионерское служение на огромной, практически безлюдной территории. Совершая поездки в ближние и дальние стойбища, он знакомился с образом жизни коренного населения, заботился о состоянии вверенных ему церквей в Дудинке и в Хатангском приходе.

В 1880 году к церкви была пристроена колокольня. До начала ХХ века церковь с колокольней были чуть ли не главным украшением села.  Последние записи в метрических книгах Дудинской Введенской церкви относятся к 1923 году. С 1925 года церковь перестала действовать.

Вопрос о возрождении православной общины и строительстве церкви возник только в 1991-1992 годах.  Именно тогда Дудинку впервые посетил епископ Красноярский и Енисейский Владыка Антоний. Был составлен протокол о создании православной общины и строительстве церкви и собраны подписи. Первая служба на Пасху 26 апреля 1992 года была проведена в Городском Доме Культуры. Затем службы проводились в молельном доме, открытом на первом этаже жилого дома по улице 40 лет Победы.

Тяжёлые 90-е годы внесли свою лепту и в строительство Дудинской церкви, оно затягивалось. Трижды (в разное время) освящалось место для строительства будущего храма, в нескольких местах. В 1998 году местоположение будущего храма было определено. Его решили построить на месте старой деревянной церкви.  В этом же году началось строительство. 14 сентября 2000 года освятили и установили купола с крестами, а 31 марта 2001 года состоялось освящение колоколов.

В октябре 2024 года в рамках Всероссийского молебна о Победе в Дудинской Свято-Введенской церкви состоялось принесение Казанской иконы Божией матери – иконы Русских Побед. Всероссийский молебен о Победе начался 6 мая 2024 года в Московском Кремле. Сотни тысяч людей по всей стране поклонились святыне.

На протяжении всей своей истории Дудинский Свято-Введенский храм был и остаётся духовно-просветительским центром для православных жителей Таймыра.

 

  

 

 

 

 


Поделиться в соц. сетях: