Размер шрифта:
А
А
А
Цвет сайта:
А
А
А
Изображения
Выключить

 

            

   

Обычная версия

 

Главная       Контакты       Записаться на экскурсию      

 

Меню

Шадрина О.Ю - Музейные образовательные программы Музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска»: традиции, инновации, опыт

ШАДРИНА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА,

старший научный сотрудник

МБУ «МВК «Музей Норильск»

 

           Одним из определяющих факторов инновационного развития музея на современном этапе является образовательная деятельность, направленная на передачу культурного опыта посетителям музея в условиях музейной среды.

Образовательную деятельность в музее мы рассматриваем в трех основных аспектах: познавательном, творческом и социальном. Эти аспекты служат фундаментом для создания и проведения образовательных мероприятий в музее

На сегодняшний день в МВК «Музей Норильска» накоплен значительный опыт реализации образовательной музейной деятельности в традиционных и инновационных направлениях.

           

           К традиционным направлениям мы относим действующую на протяжении нескольких лет в МВК «Музей Норильска» многоуровневую образовательную программу «Открытый музей». В рамках данной программы проводятся детские музейные занятия, экскурсии, лекции. Программа обладает широкими возможностями для интеграции с общеобразовательными предметами, так как в основе ее лежат междисциплинарные и межпредметные связи. Структурно программа состоит из тематических циклов, адаптированных на различные возрастные категории от старших дошкольников до студентов. Каждый из разделов программы представляет собой внутренне завершенный блок и может быть реализован отдельно, вне связи с остальными. Вместе с тем эффективность и результативность программы значительно увеличится при последовательном освоении всех ее разделов по принципу преемственности.

Важным преимуществом образовательной программы «Открытый музей», является ее трансформация под любые формы проведения и площадки. Климатические условия территории, удаленность от музея образовательных учреждений не является препятствием при проведении мероприятий программы, так как все разработанные мероприятия могут быть реализованы как в стенах музея, так и за его пределами.

В рамках культурно-образовательной деятельности музея традиционной является клубная работа. В «МВК «Музей Норильска» открыто клубное объединение для школьников и студентов исследовательско - краеведческого направления «PRO музей». Посредством клубной музейной деятельности дети вовлечены в научно-исследовательскую, поисковую, собирательскую и краеведческую деятельность. Участники клуба «PRO музей» активные помощники и волонтеры музея.

 

           Объединение ресурсов музея и художественной галереи позволило ввести новые музейные образовательные программы по направлению изобразительного искусства. «Искусство детям» программа занятий по практико-ориентированной изобразительной деятельности, направлена на приобщение детской аудитории к изобразительному искусству во всем многообразии его видов и стилей. Программа «Искусство детям» решает перед собой задачи поэтапного развития визуального мышления у детской аудитории и навыков межличностного общения, которые в данном случае формируются на художественном материале. Кроме того, в ходе реализации программы дети осваивают историю изобразительного искусства, получают представление о специфике его языка; у учащихся развиваются способности восприятия и понимания произведений искусства во взаимосвязи с окружающей средой.

В прошлом году МВК «Музей Норильска» начал новую музейную образовательную программу «Гид по наукам». Программа носит научно-просветительский характер, ориентирована преимущественно на детскую аудиторию и предполагает максимально доступный, интерактивный формат подачи материала. «Гид по наукам» на сегодняшний день включает в себя три направления – интерактивные выставки, тематические циклы музейных занятий «Музейная продленка», театрально-музейную программу для малышей 3+ «Жили-были на Таймыре».

 

           Научно-просветительские выставки формата «Гид по наукам» за полтора года были и привозные, и собственные. Целью данного направления является: популяризация науки и научных знаний, доступность для школьников и студентов научных коллекций. В Норильске в 2016 году побывали выставки из таких музеев как: Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева с интерактивной выставкой «Остров открытий», Государственный Дарвиновский музей, интерактивная выставка «Братья по разуму», Музей мирового океана, Калининград «Путешествие вокруг света».

В рамках направления были разработаны и открыты собственные выставки «Первые – геологи» и «Авиамагия в деталях». «Первые – геологи» - это интерактивное продолжение существующей в музее экспозиции, посвященной первым геологоразведочным экспедициям под руководством Н.Н. Урванцева и геологическому освоению Таймыра. Данная выставка это первый опыт нашего музея в создании интерактивной выставки по типу эксплориума. Выставка ориентирована на участие и действие посетителя, можно все: крутить, переключать, переодеваться, лежать в палатке, мыть золото. Огромный интерес к выставке посетителей, особенно детской части, показал, что интерактивность и коммуникация с посетителем – основополагающие векторы создания музейных выставок. Согласно китайской мудрости: скажите мне – я забуду, покажите мне – я запомню, вовлеките меня – и я пойму, принцип вовлеченности посетителя является фундаментом, на котором строится самостоятельная поисковая активность и познавательные стратегии посетителей музея.

 

           Апробирована новая форма музейной квест - выставки. «Авиамагия в деталях» - выставка - квест для детей и взрослых. Что? Для чего? Как? На эти и другие вопросы посетители самостоятельно находят ответы, совершая увлекательное путешествие в техно авиа мир внутреннего и внешнего строения самолета. На выставке - квесте были представлены в открытом доступе уникальные приборы, переданные музею от аэропорта «Норильск».

В этом году в летний сезон отпусков и каникул в связи с реконструкцией взлетно-посадочной полосы аэропорта «Норильск», сократился объем пассажирских грузоперевозок на 50 %, многие семьи с детьми остались лютовать в Норильске. МВК «Музей Норильска» откликнулся на потребности общества и гибко перестроил свои планы, предложив провести летние каникулы в музее. «Музейная продлёнка»! Дети под музейным присмотром, так в проекте «Гид по наукам» появилась новая образовательная программа игровых музейных занятий «Музейная продленка» для детей 7 - 11 лет. Программа состоит из тематических смен: «Юные зоологи» - посвящена удивительному миру животных, обитающих на Таймыре. «Юные этнографы» - знакомство традициями и бытом коренных малочисленных народов Севера. «Юные палеонтологи» - наука, о древней жизни, изучающая минувшие геологические эпохи на основе дошедших до нашего времени следов прошлого. «Юные геологи» - знакомство с разнообразием полезных ископаемых, способом их добычи и применения человеком. «Юные натуралисты» - знание о климате, кто и как его изучает, наблюдение за местным климатом, ведение дневника наблюдений, прогнозы погоды. «Арт-продленка» - организована в художественной галерее на базе нового выставочного проекта произведений советских художников-графиков «Волшебный мир сказки» из собрания историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское».

 

           Каждая смена включает цикл из 15 занятий, продолжительность занятия три часа, занятия ежедневные с понедельника по пятницу. Содержательно и структурно каждое занятие выстроено по следующей схеме: теоретическая часть по тематике занятия, музейная часть – представление экспоната из фондов музея по теме, заключительная творческая часть участие в создании индивидуального или группового творческого проекта. Между частями проводятся с детьми обязательные двигательные перемены, разработаны подвижные игры согласно темам смены.

Итоговое мероприятие программы праздничное закрытие тематической смены продленки, на которое приглашаются родители. Дети показывают, чему они научились на музейных занятиях. Проходит выставка детских творческих проектов. Все дети получают забавные дипломы начинающих ученых. В детской памяти сохранятся впечатления, открытия, удивления, и знания которые они приобрели на летних занятиях в музее. Уникальные экспонаты из закрытых фондов музея, палеонтологические, этнографические экспонаты, экопоходы, пленеры, игры и конечно новые друзья – именно такое случилось лето для детей «Музейной продленки».

 

           За летний период в рамках программы «Музейная продленка» было разработано 315 новых музейных занятий. Цифры статистики посещений занятий программы, говорят сами за себя - 4743 посещения.

Для самых, самых маленьких норильчан этим летом, в рамках проекта «Гид по наукам» был запущен совместный цикл занятий МВК «Музей Норильска» и Норильского объединенного товарищества артистов (НОТА) музейно-театральная программа занятий «Жили – были на Таймыре» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Программа включает восемь тематических спектаклей-занятий по мотивам известных сказок, переложенных на таймырский лад: «Золотая рыбка» - знакомство с разнообразием рыб Таймыра, «Как ежик и медвежонок звезды считали»- учимся искать созвездия в северном полушарии. «Невероятные приключения Суперзайки», «Верные друзья», «Лисичка сестричка и серый волк - знакомство с условиями обитания и образом жизни животных Таймыра. «Дед Мороз и лето» - климатические особенности территории Таймыра. «Там на неведомых дорожках» - на основе выставки «Волшебный мир сказок» из собрания историко-этнографического музея-заповедника Шушенское. Особенностью программы является адаптированный через понятную и узнаваемую форму театральной сказки музейный материал для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Главными героями сказок являются музейная среда и уникальный музейный предмет. Посредством музейно-театральной программы «Жили – были на Таймыре» маленькие норильчане познакомились с основными экспозициями музея.

 

           Основываясь на успешном опыте работы в рамках реализации музейных образовательных программ в МВК «Музей Норильска», мы определили следующие перспективные направления деятельности в рамках расширения спектра музейных образовательных программ:

  • Продолжить проведение занятий программы «Музейная продленка» для организованных групп учащихся, как в каникулярное, так и учебное время в течение года; Расширить тематику смен «Музейной продленки»;
  •  
  •            Разработать путеводители по экспозициям для разных возрастов по технологии эдьютеймента (обучение с развлечением) с целью организации самостоятельной поисковой активности индивидуальных посетителей;
  • Организовать «Центр интеллектуального отдыха», где посетителям будут предложены программы интеллектуального досуга: квесты, игры, тесты (текстовые или электронные), геокешинги, викторины.
  •  
  •            В заключении хотелось бы отметить, что образовательная деятельность, направленная на передачу культурного опыта и ценностей посредством музейной среды посетителю музея, возможна в условиях непрерывного изменения и поиска новых нетрадиционных форм музейной работы. «Мы должны стать частью перемен, которые мы хотим видеть в мире» (Махатма Ганди) - это высказывание точно отражает позицию необходимости перемен в музейной образовательной деятельности, а результатом перемен станут воплощенные в жизнь успешные инновации.

 

 


Поделиться в соц. сетях: