Размер шрифта:
А
А
А
Цвет сайта:
А
А
А
Изображения
Выключить

 

            

   

Обычная версия

 

Главная       Контакты       Записаться на экскурсию      

 

Меню

Монумент, посвященный Владимиру Зосимовичу Матвееву

          1 июля 1935 года на пароходе «Спартак» прибыла 1-ая команда строителей норильского металлургического завода. Группу возглавлял начальник строительства Дудинского порта и норильского завода Владимир Зосимович Матвеев, который стал первым руководителем стройки Норильсмкого комбината и Дудинского порта.

 

          Владимир Зосимович родился в 1897 году в Ташкенте. Красногвардеец. Во время гражданской войны был трижды ранен в боях. После войны работал на стройках. Руководил строительством дороги Камь-Ухта. Работал в Мурманске и Свирьгэсстрое. Начальник строительства серпантинной дороги Сочи – гора Ахун.

 

          Перед Владимиром Зосимовичем стояла поистине грандиозная задача. Хозяйство, которое он принял, представляло ужасную картину – ни одно строение или склад не могли быть использованы для начала производственной деятельности, людей размещали в палатках, а первую очередь Норильского комбината нужно было пустить через три года.

 

          Под руководством Владимира Зосимовича в Дудинке были построены хлебопекарня, локальная электростанция, бараки для жилья, склады и навесы для хранения грузов и продовольствия, 500 метров ряжевых причалов. Интенсивно велось и строительство Норильска. Зимой 1935 в Норильск был отправлен первый тракторный поезд, был построен гараж для тракторного парка, кирпичный завод, электростанция, заложен подземный рудник «Угольный ручей», начаты эксплуатационные работы угольной шахты горы Шмидта, узкоколейная железная дорога Дудинка-Норильск.

 

          Несмотря на немыслимый объем работ, совершенный под его началом, судьба Владимира Зосимовича не менее трагична — он стал  жертвой того режима,  частью которого являлся. Первый период строительства был самым сложным. Строительство велось в тяжелейших погодных условиях, руками неквалифицированных, зачастую больных и слабых заключенных. Матвеева начали обвинять во вредительстве.

 

          В необъективной записке, написанной Авраамием Павловичем Звенягиным начальнику НКВД СССР – Матвеев обвинялся в том, что отдал приоритет в строительстве «мелочам», а не первостепенным стройкам. В записке прозвучало как приговор зловещее слово «вредительство», и это предопределило дальнейшую судьбу Матвеева.

 

          9 апреля 1939 года Матвеев был осужден к тюремному заключению сроком на 15 лет, с поражением в правах на 5 лет, с конфискацией всего имущества. Затем тюремное заключение было заменено лишением свободы в исправительно-трудовых лагерях на тот же срок. В 1948 году Матвеев простудился, упав на лесоповале в ледяную воду. 30 сентября  1948 года в селе Талаги Архангельской области Владимир Зосимович умер от туберкулеза легких.

 

 

 

В.З. Матвеев

Пароход "Спартак". 1945 г.


Поделиться в соц. сетях: