Меню

Пирожкова Е.В - Коллекция работ Б. Н. Молчанова в Музее Норильска.

Пирожкова Елена Викторовна

искусствовед, младший научный

сотрудник отдела учета фондов

МБУ «МВК «Музей Норильска»,

 

          В августе 2017 года МБУ «Музейно-Выставочный комплекс «Музей Норильска»  представил выставку работ первого профессионального долганского художника, члена Союза художников СССР, Почетного гражданина Таймыра Бориса Николаевича Молчанова (1938 – 1993) «Возвращение». В экспозицию вошли новые музейные поступления –  возвращенные в 2017 году в Норильск шедевры, семь ровдужных картин выдающегося художника.

          

          Все творчество Бориса Молчанова пронизано любовью к своему народу и родному краю, каждая работа самобытна и несет в себе северный колорит. Художник в совершенстве владел различными техниками и жанрами в живописи и графике. Это пейзажи, портреты, натюрморты и жанровые сцены. Борис Николаевич явился новатором в применении нетрадиционных техник и материалов в своих работах. Он писал акварелью на мятой бумаге, использовал земляные краски. Помимо этого, Молчанов увлекался резьбой по кости и дереву. Достигнув высоких результатов в изобразительном искусстве, он не прекращал поисков своего индивидуального творческого направления для передачи богатой и древней культуры Таймыра. Вследствие своих художественных экспериментов мастер нашел свой путь – вершиной его творчества стали картины из ровдуги, а вернее – старых нюков, служивших когда-то для покрытия летних чумов, которые художник собирал в своих поездках по тундре.  Эта кожа, которая десятилетиями впитывала в себя дым очагов, голоса людей, звуки бубна, древние легенды, является свидетелем и хранителем прошлого долганского народа. Борис Николаевич высоко оценивал живописные свойства этого нетрадиционного для изобразительного искусства материала: «Я работаю с нюками – дублеными кожами для покрытия летних чумов. Причем использую именно старые нюки: дым  костра успевает закоптить их так, что от верха нюка до низа располагается целая гамма цветов и оттенков – от черного до светло-коричневого» [5].

 

          Жизнь и творчество Бориса Николаевича Молчанова тесно связаны с городом Норильском. В 1951 году Борис Молчанов начал свое обучение в Норильской школе № 4. Преподаватели заметили дарование мальчика и поддержали его в развитии своего таланта. Здесь он стал посещать кружок изобразительного искусства. В 1951 году его живописная работа «Агитатор» и гипсовый барельеф «Поединок» были отправлены на Всероссийскую выставку в Москву, где они были отмечены Дипломом третьей степени. Первый успех вдохновил Бориса Молчанова и способствовал развитию его как художника. В марте 1982 года состоялась первая персональная выставка художника в Норильской художественной галерее. Музей НПР приобрел лично у мастера одни из первых его работ из кожи: «В интерьере чума» и «Шаман» в 1989 году. Норильская художественная галерея приобрела у автора 22 работы, из них 8 работ из ровдуги, 9 графических и 5 живописных полотен. Десять произведений художника были приобретены позже у других сдатчиков.

 

          В 2017 году «Музейно-Выставочный комплекс «Музей Норильска» за счет средств муниципального бюджета приобрел семь ровдужных работ Бориса Николаевича Молчанова, созданные мастером в период с 1989 по 1992 годы, и которые, казалось, навсегда покинули Таймыр. Картины находились у частных коллекционеров в Санкт-Петербурге и Красноярске. Состояние их требовало немедленного избавления от пыли, вредоносных микроорганизмов, личинок насекомых. Хранителями фондов музея был проведен комплекс профилактических работ по дальнейшей сохранности этих уникальных работ. Владельцы не владели информацией, относительно названия картин, истории их создания. И соответственно, духовно-философское значение изображений тоже требовало изучения. На некоторых картинах рукой мастера проставлены годы создания и номера. В настоящее время сотрудниками музея ведется исследовательская работа по установлению датировки, названий, истории, значения каждого произведения, но для достижения результатов в этом направлении нам необходимо сотрудничество с коллегами из Таймырского краеведческого музея, Таймырского Дома народного творчества, с представителями долганского народа. Очень важны в исследовательской работе воспоминания современников художника, знакомство с его дневниками.

 

          На данный момент установлены названия трех работ: «Осенняя ночь», «Мать Земля» и «У очага». У всех семи работ в качестве полотна выступает ровдуга, натянутая на подрамник. Материалами служат жилы и внутренние органы северного оленя, кость, дерево, сыромятная кожа. В качестве техники художник применял тонирование, рисунок, раскрой, декоративный шов. Практически на всех работах присутствует либо силуэт чума, либо холмы тундры. В композиции пяти работ входят объемные аморфные фигуры в разных эмоциональных состояниях. Например, у одной фигуры чувствуется спокойное состояние отдыха у очага («У очага», МН ОФ 14053/2), у другой – моральное напряжение при исполнении определенных ритуалов («№ 14», МН ОФ 14053/4). Центром композиции одной из картин является фрагмент черепа копытного животного, окруженного фаланговыми косточками северного оленя («№ 7», МН ОФ 14053/4). Фрагмент черепа олицетворяет некий образ, имеющий глаза (из крашеной ровдуги), что несомненно несет определенную смысловую нагрузку. Также различный эмоциональный посыл несут в себе направления ровдужных ремешков на полотнах: они расходятся лучами снизу вверх, сверху вниз, или параллельно по вертикали. Каждое полотно заключает в себе таинственный сакральный смысл. Эти кожаные картины нужно относить не только к изобразительным предметам искусства, к предметам декоративно-прикладного искусства, но и к этнографии. Так как основная составляющая часть этих поистине уникальных  предметов некогда служили северному коренному населению домом, сами произведения являются отражением образа жизни этого народа, его традиций, ритуалов.

 

          Таким образом, эти произведения, некогда покинувшие место своего создания, спустя годы, возвращены на Таймырскую землю и будут сохранены. Это важный шаг по консолидации на Таймыре художественного наследия Б. Н. Молчанова, чрезвычайно ценное приобретение для музейной коллекции Норильска, города, в котором начался творческий путь художника. Несомненно, возвращение уникальных произведений, является знаковым событием в преддверии восьмидесятилетнего юбилея со дня рождения автора. У посетителей музея есть возможность увидеть эти уникальные картины, прикоснуться к культуре и истории долганского народа.

 

          В ходе объединения Музея истории НПР и Норильской художественной галереи в единый «Музейно-Выставочный комплекс «Музей Норильска» объединились и коллекции музеев. На сегодняшний день с учетом возвращенных шедевров 2017 года, коллекция работ Б. Н. Молчанова в фондах Музея Норильска является одной из самых значительных и насчитывает 41 произведение. В это число входит 19 работ из ровдуги, 17 графических и 5 живописных полотен. Важно, что именно Таймыр обладает самым внушительным в мире собранием работ долганского автора: произведения Бориса Молчанова, помимо Музея Норильска находятся также в коллекциях Таймырского краеведческого музея, Таймырского Дома народного творчества, частной коллекции Олега Крашевского. Однако творчество Бориса Николаевича Молчанова не изучено в полной мере, поэтому перед искусствоведами, историками, этнографами, научными сотрудниками музеев и другими специалистами стоит  важная задача не только по сохранению его наследия, но и по изучению и описанию его творчества.

 

          Работы художника стали визитной карточкой национальной культуры Таймыра, культуры долганского народа. Они известны за пределами нашей страны и хранятся в коллекциях Франции, Канады, США, Исландии, Ирландии, Финляндии и других стран мира. Его творчество является не только национальным достоянием долганского народа, это достояние России, достояние мировой культуры.

 

 

Библиография:

  1. Грачева М. В тени долганской звезды // Таймыр. – 2003. – 6 марта.
  2. Елагин Н. Колдовство от Молчанова // Заполярный вестник. – 2003. – 7 июля.
  3. Заварзина В. Г. Кожаные миры Бориса Молчанова: 80-летию Таймыра посвящается... / В. Заварзина. – Красноярск: Новый Енисей, 2010. – 175 с.
  4. Заварзина В. Свет далекой звезды // Таймыр. – 2008. – 6 февраля.
  5. Звезда Заполярья. Таймырский художник Борис Молчанов. – М.: Издательство «Научно-производственное объединение «Полиграфвидео» совместно с А/О «Таймырпрессфото», 1995. – 96 с.
  6. Культура народностей Севера: традиции и современность. – Новосибирск: Издательство «Наука», 1986. – 272 с.
  7. Левенко А. Уйдут ли картины в Париж? // Заполярный вестник. – 1990. – 9 фев.
  8. Легенды и мифы Севера. – М.: Издательство: «Современник»,1985. – 400 с.
  9. Литвиненко С. Север – цвет и пространство // Заполярная правда. – 1993. – 18 мая.
  10. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей  (ХVII – начало ХХ в.) / сост.: Т.Н.Емельянова, М.В.Южаникова – М.: «Северные просторы», 2002. – 528 с.
  11. Поляков А. Борис Молчанов – художник из тундры // Заполярная правда. – 1989. – 27 окт.
  12. Творчество Б.Н. Молчанова в собрании Таймырского краеведческого музея. Каталог коллекций / Автор-сост: И.А.Скатова. – Дудинка, 2014. – 112 с.
  13. Этническая история народов Красноярского края // сост.: Т.П.Медведева. – М., 2006. – 208 с.

 

Иллюстрации:

 

«У очага» (№ 1), МН ОФ 14053/2.

Ровдуга, дерево, протяжки, кожа; тонирование, рисунок, раскрой,

декоративный шов. 79 х 68,5 см.

 

Без названия (№ 14), МН ОФ 14053/4.

Ровдуга, жилы северного оленя, дерево; тонирование, рисунок, раскрой, декоративный шов. 55,5 х 87 см.

 

Без названия (№ 7), МН ОФ 14053/3.

Ровдуга, скелетная кость копытного животного; тонирование, рисунок, раскрой, декоративный шов. 68 х 68 см.

 


Поделиться в соц. сетях: